Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ЗВЕРИНЕЦКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ
20, С. 16-17 опубликовано: 2 января 2014г.


ЗВЕРИНЕЦКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Зверинецкая икона Божией Матери. Литография. 1913 г.
Зверинецкая икона Божией Матери. Литография. 1913 г.

Зверинецкая икона Божией Матери. Литография. 1913 г.
чудотворный образ, связанный происхождением с киевским Зверинецким во имя архангела Михаила монастырем. Исторические сведения о появлении в мон-ре и почитании иконы в ранний период не известны. Образ был обнаружен в 1913 г., в период раскопок пещерного комплекса (1911-1914), в келье, где подвизался, а впосл. был погребен зверинецкий игум. прп. Климент († ок. 1092). От иконы были зафиксированы чудеса, и это стало основанием для настоятеля Зверинецкого скита игум. Валентина (Коротенко) и попечителя надпещерных храмов и хранителя пещер кн. В. Д. Жевахова (см. ст. сщмч. Иоасаф, еп. Могилёвский и Минский; † 1937) ходатайствовать перед Святейшим Синодом о прославлении иконы. 21 апр. 1915 г. Святейший Синод указом (№ 3136) за подписью 10 архиереев постановил именовать образ иконой Божией Матери Зверинецкой (ЦГИАК. Архив В. Д. Жевахова. Док. 312. С. 191; Архив Зверинецких пещер. Фотокопия. 101002).

По открытии пещер икона, очевидно, находилась во временной постройке при пещерах, где жил и совершал требы игум. Валентин. С возрождением скита при Зверинецких пещерах З. и. была помещена в построенную в 1913 г. ц. Рождества Пресв. Богородицы над царскими вратами, куда к ней стекались многочисленные паломники. В 1934 г., после разорения скита и уничтожения храма, З. и. исчезла. В 1990 г. заброшенные пещеры перешли в ведение отдела по изучению и охране подземных объектов города «Киев подземный» Музея истории Киева. Исследования, проведенные в пещерах сотрудниками отдела при участии братии Ионинского Свято-Троицкого мон-ря, подготовили их к открытию в 1997 г. (освящен престол в алтаре).

Воссозданная Зверинецкая икона Божией Матери (2000) в окладе (1913)
Воссозданная Зверинецкая икона Божией Матери (2000) в окладе (1913)

Воссозданная Зверинецкая икона Божией Матери (2000) в окладе (1913)
В 2000 г. были предприняты работы по воссозданию З. и. (худож. А. Вовченко). Их начало положено обретением 26 окт. 1999 г. утраченного в 30-х гг. XX в. оклада иконы, пожертвованного кн. Жеваховым. Дата его обретения была утверждена указом (№ 795 от 22 нояб. 2000) Свящ. Синода УПЦ как день празднования З. и. Литой серебряный позолоченный оклад, украшенный драгоценными камнями, имеет на нижнем поле надпись: «Зверинецкая икона Божией Матери». Благодаря надписи прот. Михаил Макеев, настоятель ц. во имя вмч. Георгия в с. Селище Барышевского р-на, опознал находящуюся в его храме ризу и передал ее в Ионинский мон-рь. Воссоздание образа стало возможным благодаря сделанному в 1913 г. описанию и зафиксированным в литографии размерам и внешнему виду (см.: Каманин. 1914. С. 1. Вклейка). В наст. время икона находится в ц. в честь Св. Троицы Ионинского мон-ря над царскими вратами. Каждую пятницу за вечерним богослужением перед ней читается Акафист Божией Матери, после к-рого икону опускают для поклонения. 26 окт. 2000 г. в пещерном храме во имя арх. Михаила была совершена Божественная литургия, с первым возглашением тропаря и кондака З. и., на месте, где находилась ц. Рождества Пресв. Богородицы, отслужили благодарственный молебен.

Иконография овальной по форме иконы (размер 10,4×8,7 см) представляет изображение Пресв. Богородицы типа Одигитрия с Младенцем Христом на левой руке, Ее правая рука - в молитвенном жесте. Младенец правой ручкой благословляет, в левой, лежащей на колене, держит свиток (видны фрагменты). Он облачен в белого цвета длинный хитон, оставляющий открытыми только стопы. В нач. XX в. детального исследования З. и. не проводилось, и одним из важных моментов в процессе ее атрибуции была история пещер. По мнению Каманина, доступ в пещеры до их выявления в 1882/83 г. и раскрытия в 1911 г. был закрыт вслед. обрушения в 1096-1097 гг. (набег половцев) или, что менее вероятно, в 1240 г. (нашествие Батыя). Т. о., полагали, что икона могла быть одновременна погребению игум. прп. Климента. Иконография образа представляет древнейший из известных типов изображения Богородицы Одигитрии с Младенцем Христом на левой руке в поясном изводе. Взгляд Богоматери, не прямо смотрящей перед Собой, а взирающей на Младенца, слегка склонив к Нему голову, а также характерное положение правой ножки Богомладенца, развернутой стопой наружу, напоминают извод одной из наиболее почитаемых на Руси икон - Тихвинской иконы Божией Матери, явленной в 1383 г. Литографического изображения З. и. (видны следы утрат: коррозия по краю иконы, сколы, практически полностью утрачен лик Младенца Христа) и описания Каманина, указавшего, что икона была выполнена на толстой пластине железа, покрытой белой эмалью, по к-рой «художник изобразил красками» лики, недостаточно для точного определения технологии, а значит, и даты создания З. и. Приняв сведения Каманина о том, что основой иконы была железная (а не медная) пластина, можно предположить, что икона была создана в технике т. н. холодной эмали (без обжига), когда на железную пластину наносился красочный состав, внешне напоминающий матовую эмаль или лак (напр., стекловидный на основе смол). Такой технологический способ известен в XVII-XVIII вв. в художественной обработке металла.

З. и. воспроизводится на иконах Собора Киево-Зверинецких святых совр. письма: святые предстоят овальному по форме образу (без оклада), изображенному в верхней части средника над пещерой (иконы 1999, 2007 гг. в Зверинецких пещерах).

Лит.: Каманин И. М. Зверинецкие пещеры в Киеве: (Их древность и святость). К., 1914, 2007р; Ионинский листок. К., 1999. Март; Сказание о преподобномучениках Зверинецких // Акафист преподобномученикам Зверинецким / Ред.-сост.: Т. А. Кривенко. К., 2000. С. 98.
Иеродиак. Хризостом (Грищенко), Э. В. Шевченко