чудотворный образ, связанный происхождением с киевским Зверинецким во имя архангела Михаила монастырем. Исторические сведения о появлении в мон-ре и почитании иконы в ранний период не известны. Образ был обнаружен в 1913 г., в период раскопок пещерного комплекса (1911-1914), в келье, где подвизался, а впосл. был погребен зверинецкий игум. прп. Климент († ок. 1092). От иконы были зафиксированы чудеса, и это стало основанием для настоятеля Зверинецкого скита игум. Валентина (Коротенко) и попечителя надпещерных храмов и хранителя пещер кн. В. Д. Жевахова (см. ст. сщмч. Иоасаф, еп. Могилёвский и Минский; † 1937) ходатайствовать перед Святейшим Синодом о прославлении иконы. 21 апр. 1915 г. Святейший Синод указом (№ 3136) за подписью 10 архиереев постановил именовать образ иконой Божией Матери Зверинецкой (ЦГИАК. Архив В. Д. Жевахова. Док. 312. С. 191; Архив Зверинецких пещер. Фотокопия. 101002).
По открытии пещер икона, очевидно, находилась во временной постройке при пещерах, где жил и совершал требы игум. Валентин. С возрождением скита при Зверинецких пещерах З. и. была помещена в построенную в 1913 г. ц. Рождества Пресв. Богородицы над царскими вратами, куда к ней стекались многочисленные паломники. В 1934 г., после разорения скита и уничтожения храма, З. и. исчезла. В 1990 г. заброшенные пещеры перешли в ведение отдела по изучению и охране подземных объектов города «Киев подземный» Музея истории Киева. Исследования, проведенные в пещерах сотрудниками отдела при участии братии Ионинского Свято-Троицкого мон-ря, подготовили их к открытию в 1997 г. (освящен престол в алтаре).
В 2000 г. были предприняты работы по воссозданию З. и. (худож. А. Вовченко). Их начало положено обретением 26 окт. 1999 г. утраченного в 30-х гг. XX в. оклада иконы, пожертвованного кн. Жеваховым. Дата его обретения была утверждена указом (№ 795 от 22 нояб. 2000) Свящ. Синода УПЦ как день празднования З. и. Литой серебряный позолоченный оклад, украшенный драгоценными камнями, имеет на нижнем поле надпись: «Зверинецкая икона Божией Матери». Благодаря надписи прот. Михаил Макеев, настоятель ц. во имя вмч. Георгия в с. Селище Барышевского р-на, опознал находящуюся в его храме ризу и передал ее в Ионинский мон-рь. Воссоздание образа стало возможным благодаря сделанному в 1913 г. описанию и зафиксированным в литографии размерам и внешнему виду (см.: Каманин. 1914. С. 1. Вклейка). В наст. время икона находится в ц. в честь Св. Троицы Ионинского мон-ря над царскими вратами. Каждую пятницу за вечерним богослужением перед ней читается Акафист Божией Матери, после к-рого икону опускают для поклонения. 26 окт. 2000 г. в пещерном храме во имя арх. Михаила была совершена Божественная литургия, с первым возглашением тропаря и кондака З. и., на месте, где находилась ц. Рождества Пресв. Богородицы, отслужили благодарственный молебен.
Иконография овальной по форме иконы (размер 10,4×8,7 см) представляет изображение Пресв. Богородицы типа Одигитрия с Младенцем Христом на левой руке, Ее правая рука - в молитвенном жесте. Младенец правой ручкой благословляет, в левой, лежащей на колене, держит свиток (видны фрагменты). Он облачен в белого цвета длинный хитон, оставляющий открытыми только стопы. В нач. XX в. детального исследования З. и. не проводилось, и одним из важных моментов в процессе ее атрибуции была история пещер. По мнению Каманина, доступ в пещеры до их выявления в 1882/83 г. и раскрытия в 1911 г. был закрыт вслед. обрушения в 1096-1097 гг. (набег половцев) или, что менее вероятно, в 1240 г. (нашествие Батыя). Т. о., полагали, что икона могла быть одновременна погребению игум. прп. Климента. Иконография образа представляет древнейший из известных типов изображения Богородицы Одигитрии с Младенцем Христом на левой руке в поясном изводе. Взгляд Богоматери, не прямо смотрящей перед Собой, а взирающей на Младенца, слегка склонив к Нему голову, а также характерное положение правой ножки Богомладенца, развернутой стопой наружу, напоминают извод одной из наиболее почитаемых на Руси икон - Тихвинской иконы Божией Матери, явленной в 1383 г. Литографического изображения З. и. (видны следы утрат: коррозия по краю иконы, сколы, практически полностью утрачен лик Младенца Христа) и описания Каманина, указавшего, что икона была выполнена на толстой пластине железа, покрытой белой эмалью, по к-рой «художник изобразил красками» лики, недостаточно для точного определения технологии, а значит, и даты создания З. и. Приняв сведения Каманина о том, что основой иконы была железная (а не медная) пластина, можно предположить, что икона была создана в технике т. н. холодной эмали (без обжига), когда на железную пластину наносился красочный состав, внешне напоминающий матовую эмаль или лак (напр., стекловидный на основе смол). Такой технологический способ известен в XVII-XVIII вв. в художественной обработке металла.
З. и. воспроизводится на иконах Собора Киево-Зверинецких святых совр. письма: святые предстоят овальному по форме образу (без оклада), изображенному в верхней части средника над пещерой (иконы 1999, 2007 гг. в Зверинецких пещерах).